Прошло полгода с тех пор, как De Beers представила широкой публике революционный прибор для распознавания мелких синтетических бриллиантов – Automated Melee Screening Device (AMS). Однако первые итоги использования аппарата, призванного защитить рынок от искусственных камней, являются не вполне утешительными. По отзывам диамантеров, использующих прибор, теперь они сталкиваются с обратной проблемой: AMS распознает часть натуральных камней как синтетические.
Покупка синтетического бриллианта почти не грозит тем, кто покупает дорогой камень.
При этом прибора для быстрого и недорогого исследования мелких камней на рынке попросту не было. Это позволяло одним диамантерам только обреченно разводить руками, а другим – беспрепятственно продавать синтетические алмазы под видом натуральных. Появление AMS было встречено на рынке овациями. AMS не предназначен для продажи, как другие приборы, разработанные De Beers – компания предоставляет эти аппараты в пользование своим сайтхолдерам за определенную плату. Корпорация никогда не раскрывала список клиентов, получивших прибор в пользование. В первые месяцы некоторые из них гордо заявляли о начале эксплуатации AMS сами, однако уже к концу года шум вокруг прибора полностью исчез, а энтузиазма у его пользователей, видимо, поубавилось.
Принцип работы AMS основан на спектроскопическом исследовании: аппарат оценивает уровень поглощения света в различных участках бриллианта. Более 95% натуральных алмазов имеют включения азота (так называемые алмазы типа I), который дает характерную спектроскопическую картину и позволяет говорить о природном происхождении камня. Создать же синтетический алмаз с азотными включениями технологически крайне сложно.
Проблема в оставшихся нескольких процентах. В природе попадаются и натуральные алмазы, не содержащие азотных включений – алмазы типа IIa. По данным исследований, алмазы типа IIa встречаются почти на всех действующих крупных месторождениях, независимо от их географического расположения. Статистически чаще всего они замечены на месторождениях Австралии, Канады, России и юга Африки – то есть, в принципе, могут быть куплены у любого из «большой четверки» производителей. «Мы проверяли на AMS наши стоки и с удивлением обнаружили существенное количество «синтетических» камней, - рассказывает один из сайтхолдеров, использующих AMS. – Наше удивление было еще больше, когда мы проверили импортные сертификаты: большая часть этих камней оказалась куплена напрямую на тендерах у добывающих компаний».
«Честно говоря, мы пока не вполне понимаем, что делать с этой проблемой, - говорит один из сайтхолдеров. – AMS проверяет 360 бриллиантов в час, и за каждый час проверки мы получаем порядка 5-10 «подозрительных» камней. Чтобы подтвердить их натуральное происхождение, бриллианты нужно направлять на более глубокое исследование на точном оборудовании. Такая проверка стоит порядка $20 за каждый камень, а в случае с melee дополнительная проверка даже десятка камней может сделать нерентабельной покупку всего бокса. Продавать их непроверенными мы тоже не можем: если кто-то из покупателей по итогам такой же проверки обнаружит в изделии «синтетический» бриллиант, рассказывать что-то о разных типах алмазного сырья будет уже бессмысленно. В итоге большая часть этих камней пока просто лежит в стоке без движения».
Другой сайтхолдер, в свою очередь, отмечает, что его компания использует не только самостоятельно ограненные бриллианты, но и покупает партии камней на рынке. «Если эту технологическую проблему с определением камней типа IIa обнаружили мы, то наверняка она давно известна и компаниям, которые производят синтетические алмазы. Где гарантия, что эти компании не станут целенаправленно пытаться продавать нам аналогичные CVD-бриллианты? Рынок долгое время нуждался в аппарате вроде AMS, чтобы защититься от синтетических бриллиантов, но получается, что с его появлением мы наоборот стали меньше защищены от них».
Эти отзывы наводят на весьма печальные размышления. Специалисты-геммологи готовы внимать доводам о разном строении кристаллической решетки алмазов. Но конечная цель создания аппаратов, распознающих синтетику – это возможность их использования непосредственно в магазинах, чтобы дать покупателю убедиться в натуральности камня прямо при его покупке. И там, в магазине, рассказ продавца-консультанта о включениях азота или бора скорее всего покажется среднестатистическому покупателю очередной маркетинговой уловкой. Приходится констатировать, что в этом плане проблема определения синтетических камней по-прежнему далека от решения. Для действительно массового использования разработчикам придется создавать новый класс портативных аппаратов, комбинирующих сразу несколько методов распознавания происхождения сырья.
Мы видим и еще одну опасность. Если современные технологии распознают натуральные алмазы как синтетические, это дает производителям синтетики еще одну возможность с гордостью заявлять: «смотрите, наш продукт ничем не отличается от природного. Даже аппараты De Beers подтверждают это».