Содержание раздела

Ювелирная Технология

Законодательство >> Новости

Ответ Департамента финансовой политики Минфина РФ на письмо Лиги ломбардов от 13.11.2012 г. № 1113-49676

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНФИН РОССИИ)


14.12.2012 № 05-06-05/3-202


 
  Не­ком­мер­че­ская ор­га­ни­за­ци­я
«Не­ком­мер­че­ское парт­нер­ство
«Ли­га лом­бар­дов»

ул. 3-я Мы­ти­щин­ская, д. 16, корп. 60,
г. Москва, 129626


Де­пар­та­мент фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки (да­лее — Де­пар­та­мент) рас­смот­рел об­ра­ще­ние Ли­ги лом­бар­дов, по­сту­пив­шее из Ап­па­ра­та Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (пись­мо от 13.11.2012 № П13-49676), по во­про­су при­ня­тия про­ек­та фе­де­раль­но­го за­ко­на № 134365-6 «О вне­се­нии из­ме­не­ний в не­ко­то­рые за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (в ча­сти за­пре­та ро­стов­щи­че­ских сде­лок) и бла­го­да­рит за пред­став­лен­ные пред­ло­же­ния и све­де­ния о де­я­тель­но­сти лом­бар­дов. Од­но­вре­мен­но со­об­ща­ем, что пред­ло­же­ния бы­ли учте­ны Де­пар­та­мен­том при под­го­тов­ке про­ек­та офи­ци­аль­но­го от­зы­ва Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на ука­зан­ный за­ко­но­про­ект.

Ди­рек­тор Де­пар­та­мен­та   С.В.Бар­су­ко­в
фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки    


 

Пись­мо Ли­ги лом­бар­дов от 13.11.2012 г. № 1113-49676 в Пра­ви­тель­ство РФ по по­во­ду про­ек­та Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 134365-6 «О вне­се­нии из­ме­не­ний в не­ко­то­рые за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (в ча­сти ро­стов­щи­че­ских сде­лок)».

Пред­се­да­те­лю Пра­ви­тель­ства
Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и
Мед­ве­де­ву Д.А.
103274, г. Москва,
Крас­но­прес­нен­ская наб., 2

Ува­жа­е­мый Дмит­рий Ана­то­лье­вич.

Не­ком­мер­че­ская ор­га­ни­за­ция «Не­ком­мер­че­ское парт­нер­ство «Ли­га лом­бар­дов», участ­ни­ка­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся око­ло 1500 лом­бар­дов прак­ти­че­ски всех ре­ги­о­нов Рос­сии, по по­ру­че­нию XVII еже­год­ной Кон­фе­рен­ции Ли­ги лом­бар­дов (10-11 сен­тяб­ря 2012 го­да), об­ра­ща­ет­ся к Вам в свя­зи с но­вой угро­зой рын­ку услуг лом­бар­дов и, сле­до­ва­тель­но, со­ци­аль­но наи­ме­нее за­щи­щен­ным сло­ям на­се­ле­ния Рос­сии, вслед­ствие вне­се­ния де­пу­та­том Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы А.Г. Ак­са­ко­вым ( он же — Пре­зи­дент Ас­со­ци­а­ции ре­ги­о­наль­ных бан­ков Рос­сии) про­ек­та Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 134365-6 «О вне­се­нии из­ме­не­ний в не­ко­то­рые за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ( в ча­сти за­пре­та Ро­стов­щи­че­ских сде­лок), да­лее - За­ко­но­про­ект. Позд­нее со­став ини­ци­а­то­ров За­ко­но­про­ек­та по­пол­нил­ся еще дву­мя де­пу­та­та­ми Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы- О.Л.Ми­хе­е­вым и И.Р. Са­ми­е­вым.

В на­сто­я­щий мо­мент в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ра­бо­та­ет бо­лее двух ты­сяч ор­га­ни­за­ций (ю­ри­ди­че­ских лиц), осу­ществ­ля­ю­щих де­я­тель­ность лом­бар­да*. Дан­ное ко­ли­че­ство сфор­ми­ро­ва­лось в свя­зи с по­треб­но­стью на­се­ле­ния в за­ем­ных де­неж­ных сред­ствах на срав­ни­тель­но не­боль­шие сум­мы ( в сред­нем око­ло 10 тыс. руб­лей) и на ко­рот­кие сро­ки (о­быч­но-один ме­сяц)**, ко­то­рые, как пра­ви­ло, нель­зя опе­ра­тив­но по­лу­чить в бан­ках и иных фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ци­ях. При этом кли­ен­та­ми лом­бар­дов обыч­но яв­ля­ют­ся наи­ме­нее обес­пе­чен­ные слои на­се­ле­ния, не име­ю­щие в си­лу низ­ких до­хо­дов воз­мож­но­сти по­лу­че­ния кре­ди­тов (зай­мов) в бан­ках и боль­шин­стве иных ор­га­ни­за­ций.

За­ко­но­про­ект преду­смат­ри­ва­ет уста­нов­ле­ние для зай­мов, вы­да­ва­е­мых лом­бар­да­ми, про­цент­ной став­ки не бо­лее 10% в ме­сяц. В то­же вре­мя сло­жив­ша­я­ся в на­сто­я­щее вре­мя в лом­бар­дах Моск­вы сред­няя став­ка со­став­ля­ет 13%, в не­боль­ших го­ро­дах (г­де ко­ли­че­ство за­ем­щи­ков го­раз­до мень­ше) — до 20% - 25%. Т.е. лом­бар­дам «ад­ми­ни­стра­тив­ным» пу­тем пред­ла­га­ет­ся сни­зить обыч­ную став­ку в 1,3-2,5 ра­за.

Од­но­вре­мен­но, для ком­мер­че­ских бан­ков и мик­ро­фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций, а так­же боль­шин­ства иных лиц, вы­да­ю­щих кре­ди­ты (зай­мы), на­се­ле­нию За­ко­но­про­ект преду­смат­ри­ва­ет воз­мож­ность уста­нав­ли­вать сто­и­мость кре­ди­та (зай­ма) в два ра­за вы­ше сред­ней сло­жив­шей­ся сто­и­мо­сти кре­ди­та (зай­ма), т.е. до­пус­ка­ет да­же су­ще­ствен­ное уве­ли­че­ние про­цент­ной став­ки. И это — при том, что да­же по не со­от­вет­ству­ю­щим дей­стви­тель­но­сти дан­ным ав­то­ра За­ко­но­про­ек­та эти став­ки у лом­бар­дов и мик­ро­фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций со­по­ста­ви­мы (на са­мом де­ле — став­ки лом­бар­дов обыч­но в ра­зы ни­же, чем у мик­ро­фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций).

По на­ше­му мне­нию, За­ко­но­про­ект, вне­сен­ный Де­пу­та­том Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы и Пре­зи­ден­том Ас­со­ци­а­ции Рос­сий­ских бан­ков — по­пыт­ка лоб­би­ро­ва­ния ин­те­ре­сов опре­де­лен­ных фи­нан­со­вых струк­тур в ущерб дей­стви­тель­ным ин­те­ре­сам ма­ло­обес­пе­чен­ных сло­ев на­се­ле­ния Рос­сии, вза­мен сти­му­ли­ро­ва­ния улуч­ше­ния ка­че­ства и до­ступ­но­сти фи­нан­со­вых услуг на­се­ле­нию и раз­ви­тию здо­ро­вой кон­ку­рен­ции на этом рын­ке.

По-ви­ди­мо­му, для при­да­ния ви­ди­мо­сти «о­бос­но­ван­но­сти» дис­кри­ми­на­ции в от­но­ше­нии лом­бар­дов, а в ито­ге — ущем­ле­нию ин­те­ре­сов их кли­ен­тов, в По­яс­ни­тель­ной за­пис­ке к За­ко­но­про­ек­ту в ка­че­стве сред­ней су­ще­ству­ю­щей про­цент­ной став­ки лом­бар­дов при­во­дит­ся оче­вид­но вы­мыш­лен­ная циф­ра 100-500 %*** го­до­вых, т.е. 8.3 - 42% в ме­сяц. Па­рал­лель­но ука­зы­ва­ет­ся яв­но за­ни­жен­ная став­ка мик­ро­фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций 60-300% го­до­вых, в то вре­мя как 2% в день, т.е. 730% го­до­вых впол­не обыч­ная став­ка по зай­мам та­ких ор­га­ни­за­ций.

* Из них бо­лее по­ло­ви­ны — участ­ни­ки Ли­ги лом­бар­дов.
** Боль­шин­ство кли­ен­тов лом­бар­да за­ни­ма­ют «до по­луч­ки».
*** Мы не зна­ем «ле­галь­ных» лом­бар­дов, ра­бо­та­ю­щих по став­ке 500% в год. Вряд ли ав­тор За­ко­но­про­ек­та осве­дом­лен луч­ше нас.

Не­об­хо­ди­мо под­черк­нуть, что ка­жу­ща­я­ся вы­со­кой про­цент­ная став­ка лом­бар­дов име­ет объ­ек­тив­ные при­чи­ны: зна­чи­тель­ные опе­ра­ци­он­ные за­тра­ты на при­ем и хра­не­ние, обес­пе­че­ние со­хран­но­сти пред­ме­та за­ло­га (о­со­бен­но в су­ще­ству­ю­щей кри­ми­но­ген­ной си­ту­а­ции), че­го нет у боль­шин­ства дру­гих зай­мо­да­те­лей; не­об­хо­ди­мость для по­лу­че­ния не­об­хо­ди­мо­го до­хо­да при­вле­кать и об­слу­жи­вать боль­шое ко­ли­че­ство граж­дан, бе­ру­щих мик­ро­зай­мы на ко­рот­кий срок. По­это­му пред­ла­га­е­мую За­ко­но­про­ек­том про­цент­ную став­ку 10%, осо­бен­но в слу­чае ро­ста за­трат в свя­зи с кри­зис­ны­ми яв­ле­ни­я­ми, смо­гут вы­дер­жать лишь ме­нее чет­вер­ти лом­бар­дов круп­ных го­ро­дов Рос­сии, а в не­боль­ших на­се­лен­ных пунк­тах лом­бар­ды во­об­ще пре­кра­тят су­ще­ство­ва­ние, при­чем их вряд ли смо­гут адек­ват­но за­ме­нить. Кро­ме то­го, вве­ден­ное ра­нее Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О лом­бар­дах», фак­ти­че­ское ли­ше­ние воз­мож­но­стей ди­вер­си­фи­ка­ции биз­не­са лом­бар­дов до­пол­ни­тель­но за­труд­ня­ет
сни­же­ние про­цент­ной став­ки за счет по­лу­че­ния до­хо­дов по дру­гим ви­дам де­я­тель­но­сти, свя­зан­ным с
опе­ра­ци­я­ми лом­бар­дов и ра­нее тра­ди­ци­он­но ими ока­зы­ва­е­мым (до вступ­ле­ния в си­лу За­ко­на «О лом­бар­дах»). В то­же вре­мя рост чис­ла лом­бар­дов уже спо­соб­ству­ет тен­ден­ции сни­же­ния про­цент­ны­х
ста­вок, ко­то­рые еще не­дав­но бы­ли в сред­нем в пол­то­ра ра­за вы­ше.

Пред­ла­га­е­мые За­ко­но­про­ек­том имен­но в от­но­ше­нии лом­бар­дов из­ме­не­ния пред­став­ля­ют­ся дис­кри­ми­на­ци­он­ны­ми, со­зда­ют усло­вия для вы­нуж­ден­но­го ухо­да с рын­ка боль­шо­го ко­ли­че­ства лом­бар­дов, вслед­ствие не­воз­мож­но­сти по­лу­че­ния ими до­ста­точ­но­го до­хо­да по про­цент­ной став­ке, пред­ла­га­е­мой За­ко­но­про­ек­том, ко­то­рый обес­пе­чил бы те­ку­щие рас­хо­ды лом­бар­да (см. при­ло­же­ние). Осо­бен­но от­ри­ца­тель­ный эф­фект ска­жет­ся в ре­ги­о­нах, а так­же мо­но­го­ро­дах, где адек­ват­ной за­ме­ны лом­бар­дам мо­жет не быть. Ухуд­шат­ся так­же усло­вия нор­маль­ной кон­ку­рен­ции на рын­ке  фи­нан­со­вых услуг.

В ито­ге мо­жет вы­иг­рать круп­ный фи­нан­со­вый ка­пи­тал и аф­фи­ли­ро­ван­ные с ним струк­ту­ры, а от­нюдь не про­стые лю­ди — кли­ен­ты лом­бар­дов. Та­ким об­ра­зом, За­ко­но­про­ект, в дей­стви­тель­но­сти, воз­мож­но, име­ет ан­ти­на­род­ную на­прав­лен­но­сть.

Пред­став­ля­ет­ся, что при­ня­тие За­ко­но­про­ек­та, при­ве­дет к ухуд­ше­нию фи­нан­со­во­го по­ло­же­ния бед­ных сло­ев на­се­ле­ния в уго­ду круп­но­му ка­пи­та­лу.

В свя­зи с из­ло­жен­ным, Ли­га лом­бар­дов об­ра­ща­ет­ся к Вам с прось­бой со­дей­ство­вать не­до­пу­ще­нию пре­вра­ще­ния ука­зан­но­го За­ко­но­про­ек­та в За­кон, по край­ней ме­ре в ча­сти, от­но­ся­щей­ся к лом­бар­дам.

С ува­же­ни­ем,
Пре­зи­дент НО «НП «Ли­га лом­бар­дов» М.Е. Унк­со­в
При­ло­же­ние к об­ра­ще­ни­ю
НО «НП «Ли­га лом­бар­дов»
от «30» ок­тяб­ря 2012 го­да № б/н

Справ­ка

Для на­се­лен­но­го пунк­та или го­род­ско­го рай­о­на с на­се­ле­ни­ем 30 тыс. (сред­не­ста­ти­сти­че­ское чис­ло жи­те­лей на один объ­ект лом­бард­ной де­я­тель­но­сти) сред­нее ко­ли­че­ство об­ра­ще­ний в лом­бард со­став­ля­ет ~ 500 в ме­сяц. Сред­не­ме­сяч­ная сум­ма вы­да­ва­е­мых зай­мов ~ 3 млн. руб­лей. Сред­нее вре­мя обо­ро­та де­нег - 1,2 ме­ся­ца, т.е. при про­цент­ной став­ке 10% в ме­сяц — до­ход 250 тыс. руб­лей.
Оче­вид­но, что рас­хо­ды на арен­ду, не­об­хо­ди­мую охра­ну, за­ра­бот­ную пла­ту пер­со­на­ла, пла­те­жи в со­ци­аль­ные фон­ды, на­ло­ги и т.д. пре­вос­хо­дят эту сум­му.

С ува­же­ни­ем,
Пре­зи­дент НО «НП «Ли­га лом­бар­дов» М.Е. Унк­со­в

Полезное