Нормативно-правовая база Таможенного союза – это межгосударственные соглашения, и их статус выше российского национального законодательства.
Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням ФМОС «Деловая Россия» в очередной раз обращает внимание участников рынка ДМДК на то, что уже с июля 2011 года отрасль будет работать по фактически новому законодательству.
Комитет обратился к руководству «Деловой России» со следующим пожеланием к федеральным властям:
«Вменить всем структурам федеральной власти, участвующим в формировании нормативно-правовой базы стран-участниц Таможенного союза, необходимость обеспечения транспарентности и публичности в процессе выработки и принятия решений, а также обязать соответствующие структуры осуществлять регулярные консультации с представителями отраслевого бизнеса, не ограничиваясь узким кругом избранных».
Принятие важнейших нормативно-правовых актов в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней в Таможенном союзе происходит по крайне закрытой процедуре.
2. В составе «Единого перечня…» в пунктах 2.9., 2.10 и 2.11. присутствуют драгоценные металлы и драгоценные камни. По каждому этому пункту есть свое Положение. Соответственно, утверждая «Единый перечень…», Межгоссовет и Комиссия автоматически утверждают и «Положения по пунктам 2.9., 2.10 и 2.11. об обороте драгоценных металлов и драгоценных камней» (http://www.tsouz.ru/db/entr/Pages/polog29.aspx).
3. В свою очередь, каждое из 33 вышеупомянутых Положений снабжено массой Приложений, в которых как раз и детализируется суть правил оборота по отраслям. Но именно эти Приложения (документы аж «третьего уровня вложения») фактически и являются новой нормативно-правовой базой отрасли, заменяющей национальное законодательство.
Очевидно, что представители высшей власти государств-членов Таможенного союза, утверждая документ «Единый перечень…», просто не в состоянии вникать в детали документов третьего уровня вложения – а их у утвержденного документа «Единый перечень…» великое множество. Они-то и являются практической нормативно-правовой базой отраслей. При этом все национальное законодательство теперь будет действовать лишь в части, не противоречащей межгосударственной нормативно-правовой базе. Однако кто и как их готовил проекты этих Приложений, документов «третьего уровня вложения», и в чьих интересах – не раскрывается.
Таким образом, существующая структура принятия нормативно-правовой базы государств-членов Таможенного союза дает возможность некоторым приближенным к разработчикам документов организациям, учреждениям и хозяйствующим субъектам, навязывать целым отраслям правила, удобные лишь для них.
Таможенный союз Беларуси – России – Казахстана создается с «чистого листа». Это новая экономическая формация, и было бы логично, чтобы все нормативные акты, лежащие в ее основе, были бы также новыми, а не кальками с худших российских актов прежних периодов. Новые нормативные акты должны вобрать в себя весь позитивный мировой опыт, с учетом, безусловно, равноправия партнеров и рыночного вектора развития экономик стран Таможенного союза.
Уже восьмой год драгоценные металлы и драгоценные камни не являются валютными ценностями. Не являются ни в Российской Федерации, ни в Белоруссии, ни в Казахстане (в Казахстане к валютным ценностям относятся только банковские слитки золота). У наших государств не осталось монополии на производственную деятельность, в сфере ДМДК существует развитый частный сектор. Возникает вопрос: почему частный производитель и частный торговец должны работать в отраслевых законодательных условиях, соответствующих социалистическому укладу экономики?
Как оценивать новые уже принятые нормы Положения? В документе имеются нормы, создающие негативный для отечественного производителя эффект. В нем, например, возрождается так называемый «толлинг» - фактически лазейки для контрабандного ввоза готовой ювелирной продукции (без уплаты пошлин и НДС). А ведь эти пошлины на готовые ювелирные изделия вводились для выравнивания конкурентных условий российских и зарубежных производителей. Поэтому возникают вопросы: в чьих же интересах было принято это Положение и что получат от его принятия государства-участники Таможенного союза, их бизнес, граждане? И в чьих интересах будет разработано и принято Положение о внутреннем обороте ДМДК, которое должно вступить в силу до июля 2011 года?